Глава I. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Предмет философии. Структура философии. Типы философии. Функции философии

Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.

Первые зачатки философского знания зародились в Древнем Египте и Вавилонии. Более четкие формы оно приобрело в Древнем Китае и Древней Индии. Классического уровня философия достигла в Древней Греции. Слово «философия» древнегреческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «любовь к мудрости». Впервые назвал себя философом Пифагор (576-490 до н. э.). Для обозначения специальной отрасли знания слово «философия» (любомудрие) впервые употребил Платон (427-347 до н. э.). Древние греки в понятие «мудрость» вкладывали глубокий смысл. Аристотель (384-322 до н. э.) писал: «Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами свойственно всем, а потому это легко, и ничего в этом мудрого нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...» .

В процессе исторического развития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначально словом «философия» обозначались:

- во-первых, размышления о мире в целом, его первоосновах и первопричинах, о месте и роли человека в этом мире, о возможностях и границах познания, о цели и смысле человеческого бытия и т. п.;

- во-вторых, зачатки астрономических, математических, физических, медицинских и других знаний.

По мере накопления знаний происходило образование самостоятельных, частных наук – астрономии, математики, географии, медицины и т. д.

Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы:

- каково отношение сознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии;

- что такое познание и каковы его возможности и границы?

- что такое человек и в чем смысл его бытия?

- что такое общество и каковы закономерности его развития?

- в каком направлении движется человеческая история – по пути прогресса или по пути регресса?

Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.

Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.

Предметом философии является мир как целостная система.

Философия – самостоятельная отрасль знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. В принципе, у религии и философии одна задача – дать ответы на вопросы предельно общего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность и заканчивается. Религия решает мировоззренческие вопросы в форме догм, которые не подлежат логическому обоснованию и сомнению. В религии главное – это вера в непостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически, рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия – это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа.

Философские учения можно систематизировать, выделить определенные типы философствования. При этом тип философии зависит от того, что берется в качестве критерия систематизации. Наиболее фундаментальные типы философии:

1. Типы философии по характеру решения основного вопроса философии. В данном аспекте философские учения можно разделить на два основных направления – материализм и идеализм.

Материализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.

Промежуточное положение между материализмом и идеализмом занимают дуализм, деизм и пантеизм.

Дуализм – это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала – материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.

Деизм – это философское направление, которое исходит из того, что Бог сотворил мир, но после акта творения не вмешивается в его дела.

Пантеизм – это философское направление, которое растворяет Бога в природе, а природу в Боге. Пантеисты говорят: «Бог – это природа. Природа – это Бог».

2. Типы философии по объекту философского познания. В данном аспекте философские учения делятся на космоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические.

Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякого движения.

Теоцентризм – это философское направление, предметом которого является идея Бога. Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога.

Антропоцентризм – это философское направление, предметом которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что такое человек и в чем смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма.

Такое разграничение философских учений относительно, так как нет ни чистого космоцентризма, ни чистого теоцентризма, ни чистого антропоцентризма. В каждом из них присутствуют элементы других философских учений. Так, рассуждая о человеке, невозможно обойти вопросы о его месте во Вселенной и его отношении к идее Бога.

3. Типы философии по способу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские учения можно разделить на рационалистические и иррационалистические.

Рационализм – это тип философии, который делает центральным пунктом философского анализа разум, строгое логическое обоснование.

Иррационализм - исходит из того, что решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое озарение и т. п.

4. Типы философии по методу философского мышления. В данном аспекте философские учения делятся на диалектические и метафизические.

Диалектика – это такой метод мышления и объяснения, который исходит из того, что в мире все процессы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источником всякого движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.

Метафизика – это такой метод мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).

К главному назначению философии относится и конструирование теоретической картины мира, и определение в нем места и роли человека. Полученное теоретико-философское знание выполняет ряд социальных функций. Основные из них – мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и идеологическая.

Мировоззренческая функция.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая убеждением и жизненной позицией. Различают мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. В философском мировоззрении философия выполняет роль его основы, фундамента. Она выносит на передний план интеллектуальные аспекты. В отличие от мифологии и религии, философия ориентирует не на веру, а на свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философские идеи, став убеждением и жизненной позицией, превращаются в неотъемлемую часть мировоззрения человека.

Методологическая функция.

Методология – это учение о методе научного познания и преобразования действительности, целостная система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Философия определяет наиболее общие пути, методы и средства познания и преобразования действительности.

Аксиологическая функция.

Аксиология – это учение о ценностях, предполагающее критическую оценку всех наличных форм бытия и ориентацию на тот или иной идеал.

Идеологическая функция.

Идеология – это система взглядов и представлений, в которой интересы определенных партий, классов, социальных групп выражены в теоретической форме. Философия всегда используется для построения тех или иных идеологических концепций. При этом такое использование, как правило, ведет к упрощению и даже извращению философских постулатов.

Необходимо отметить, что любое философское учение можно квалифицировать с точки зрения решения основного вопроса философии, объекта философского познания, способа обоснования и метода мышления. В истории философии принято выделять следующие периоды:

Эпоха Древнего мира ¬¬– середина I тыс. до н. э. – 476 г.;

Эпоха Средневековья – 476 г. – середина XIV в.;

Эпоха Возрождения – середина XIV в. – начало XVII вв.;

Начало Нового времени – XVII в. – 1688 г.;

Эпоха Просвещения – 1688 – 1789 гг.;

Немецкая классическая философия – ок. 1770 – 1850 гг.;

Современная философия – XIX – XXI вв.

В период своего зарождения философия включала в себя все науч¬ные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Этика (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению. В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия». В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гуманитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук.

Литература

  1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТ-ДАНА, 2004.
  3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2001.



<<Назад    <<Содержание>>    Вперед>>
 
Используются технологии uCoz