Философия – особый вид духовной деятельности, создаваемый человечеством на протяжении нескольких тысячелетий. Он включает в себя богатый и многообразный опыт напряженных размышлений людей о предельных основаниях своего бытия, о путях познания и преобразования мира, о сущности и назначении человека, его жизнесмысловых и нравственных ориентирах, о проблемах своего социального и индивидуального существования, о путях развития и перспективах человеческой цивилизации.
Освоение философского наследия мировой и отечественной культуры в рамках учебной дисциплины, при небольшом объеме аудиторных занятий, требует от студентов не только добротной общеобразовательной подготовки и культурной эрудиции, но и мобилизации интеллектуальных усилий и творческого потенциала в различных формах самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности.
Изучение философии в университете преследует следующие цели:
- удовлетворение потребностей студентов в развитии интеллектуального и творческого потенциала, в постоянном обновлении и обогащении своих знаний;
- формирование навыков философского осмысления актуальных проблем социального, личностного и профессионального бытия студентов, а также умения вырабатывать устойчивые мировоззренческие, жизнесмысловые и нравственные ориентиры.
В результате освоения достижений мировой и отечественной философской мысли студент должен:
- знать специфику философии как особого вида духовной деятельности; своеобразие понятий, категорий и форм философского мышления; назначение и функции философии, ее место в культуре;
- иметь представление об особенностях постановки и решения проблем бытия человека в мире; понимать смысл взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеческой жизнедеятельности; знать философские концепции происхождения и сущности человека;
- знать условия и проблематику формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и к самому себе;
- иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значения в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, а также использовать их в своей профессиональной деятельности;
- уметь работать с современной философской литературой, находить в ней продуктивные теоретические положения и принципы для использования в профессиональной, – практической и теоретической, – деятельности;
- философски обосновывать свою социальную, гражданскую и нравственную позицию в различных жизненных коллизиях, условиях и обстоятельствах.
Изучение курса философии опирается на наличие у студентов опыта социальной жизни и межличностных отношений, добротного знания истории Отечества, культурологии, педагогики и психологии. В свою очередь, синтез знаний, полученных в процессе изучения философии, призван помочь студентам:
- на системной мировоззренческой основе углублять и обогащать свое образование через осмысление взаимосвязи различных областей знания в структуре философского миропонимания;
- успешно ориентироваться в сфере философской методологии при выполнении курсовых и дипломных работ;
- использовать философскую культуру при определении фундаментальных мировоззренческих, жизнесмысловых и нравственных ориентиров для осуществления жизнедеятельности, интеллектуального развития и профессионального роста.